lion_rat (lion_rat) wrote,
lion_rat
lion_rat

К предыдущему посту.

Стоит сделать кое-какие дополнения к написаному о циклонном городе.

Дополнение 1.

Пожалуй, понятно, что самая сложная часть строительства - это возведение плавающей дамбы. В первую очередь в голову пришло сравнение с плотинами ГЭС и плавающими нефтяными вышками. Однако есть образцы получше. Прежде всего, это железнодорожные тоннели. Самые крупные из них превышают в длину 50 километров (Евротоннель, тоннель Сэйкан) и проходят под морским дном. Это, по сути, железобетонные герметичные трубы диаметром более 7 метров, выдерживающие давление десятков метров породы и морской воды. В 2017 году ожидается завершение строительства Готардского тоннеля под Альпами. Он состоит из двух параллельных тоннелей длиной около 57 километров и около 9 метров в диаметре. Существуют проекты ещё более крупных тоннелей: через Берингов пролив (минимальная ширина пролива 86 километров), через Бохайский залив в Китае (123 километра, из них 90 под водой), между Японией и Южной Кореей (182 километра).

Ещё один пример больших пустотелых прочных конструкций, которые выдерживают большие давления - это опоры нефтяной вышки Troll A у побережья Норвегии. Высота её железобетонных опор превышает 350 метров, их минимальный диаметр 24 метра, а толщина стен один метр. Эти опоры - монолитные трубы, без стыков: их отливали в вертикальном положении из жидкого бетона с помощью подвижной формы, постепенно укладывавшей новые слои застывающего материала друг на друга. Затем всю конструкцию отбуксировали на место и опустили на дно. Внутри опор есть лифты, на них можно спуститься вниз, на трёхсотметровую глубину.

Правда, обошлась эта нефтяная вышка аж в 650 миллионов долларов, и её опоры находятся на глубине в несколько раз меньшей, чем требуется. Для возведения дамбы из каменных труб большого диаметра явно понадобится какой-то более производительный и менее затратный способ, неплохо бы ещё использовать более прочный и при этом более доступный и дешёвый материал. Решение уже подсказано - надо отливать из природного расплава базальта, то есть из лавы, раз уж дамба строится вокруг вулкана. Правда, это означает, что строиться нужно вокруг вулканического острова над "горячей точкой" либо срединно-океаническим хребтом. Это накладывает дополнительные ограничения на выбор места для города. Ещё больше осложняет выбор тот факт, что для строительства нужна лава, а для эксплуатации - пепел, т.е. нужно, чтобы извергалось и то, и другое. Возможно, добыча материала и отливка элементов дамбы будут вестись в одном месте (на Гавайях, например), а строительство - в другом.

В природе существуют естественные базальтовые тоннели. Это лавовые трубки. Их диаметр доходит до 15 метров, а длина может достигать на Гавайях аж 50 километров. Это наводит на мысль о том, что производство тоннелей для дамбы может основываться на создании подходящих условий для остывания естественных лавовых потоков, текущих из вулкана, и на строительстве специальных форм поблизости от вулкана, в которые лава будет вытекать.

Строительство дамбы вокруг вулканического острова может быть выгодно ещё и по такой причине: испарение в "стене глаза" тропического циклона происходит по кольцу, поэтому нет нужды опускать уровень океана по всей площади внутри дамбы. Нужно опустить только по кольцу. Наличие острова внутри дамбы делает это возможным. Правда, придётся противостоять возможным оползням и обвалам склонов острова, и нужно, чтобы в кольце оказались геотермальные источники. Если их там не будет, придётся создавать.

Дополнение 2.

Существуют геологические образования, называемые дыхало (по-английски blowhole). В прибрежном варианте это пещера в скале, один конец которой находится под водой, а другой является направленной в небо шахтой на суше. Прибой загоняет воду в пещеру, и она под давлением вылетает из шахты вверх, формируя похожую на гейзер струю. В иных местах высота такой струи может доходить до 25 метров.

В ядре урагана ветер и волны гораздо сильнее, чем обычно бывают у берегов с дыхалами, и там выбросы из таких образований могут быть куда более мощными. Можно понаделать их подобия по наружному краю дамбы. Тогда волны, налетающие на дамбу, станут преобразовываться в высокие струи воды. Можно ещё подвести тепло от оборудования к стенкам таких трубок, наклонить их в сторону, сделать на выходе реактивные сопла... а на внутренней поверхности дамбы сделать что-то вроде лопаток турбины, на которые будет с большой высоты обруушиваться та часть воды из этих струй, которая не распылилась и не испарилась ещё при движении вверх в "стене глаза". Всё это позволит заставить дамбу вращаться в противоположном направлении относительно самого города, тем самым увеличив обороты той огромной динамомашины, которую они вместе формируют. К тому же инерция дамбы будет велика. Это позволит использовать её как накопитель на чёрный день, вроде супермаховиков Гулиа.

Дополнение 3.

Использование биолюминесценции для освещения, на первый взгляд, противоречит идее искуственно поддерживаемого цветения моря - для первого нужна темнота, а для второго свет. Противоречие решается так. Собственно цветение происходит на краю города, где ещё много света. Постепенно ветер и течение перемещает массу живности под внутренние области города, туда, где значительно темнее. Живность начинает светиться. В конце пути её ждут фильтры систем переработки океанской биомассы. А то, что их проскочит, попадёт внутрь дамбы, превратится в удобрение и выпадет с дождями в приёмники наверху города.

Течения и ветры, направленные к городу, постоянно приносят свежую воду, богатую органикой и кислородом, и уносят к ядру циклона воду, бедную кислородом и отравленную токсинами, выделяемыми планктоном. Всё это помогает поддерживать цветение моря вокруг города. Кислород для аэрации воды может быть также получен в ходе переработки породы океанского дна путём восстановления полезных веществ из оксидов. Как известно, поначалу весь кислород, выделяемый морскими организмами, шёл на окисление верхнего слоя земной коры, где и оказался связаным в камнях. Город освободит его и снова пустит в оборот.

Дополнение 4.

Аэродинамическая разгрузка города может сделать ненужными сферы "Cloud Nine" в той его части, что крутится под циклоном. Пусть там будут только большие "летающие крылья", соединённые в решётки, гибриды между ARTS и тепловыми дирижаблями. В значительной мере всё то, что сказано про "Cloud Nine", справедливо и для них.

Дополнение 5.

Циклон, вращающий город, всё же отличается от обычного - у него есть дополнительные источники энергии (вулкан, "чёрные курильщики", биологические отходы, отвод тепла от техники) и более эффективные устойства для создания ветров и течений. Всё это может позволить вместо тропического циклона среднего размера обойтись более мелким, что снизит затраты на строительство по крайней мере первых установок.

Дополнение 6.

Беспосадочные полёты под смесью воды и серы могут требовать повышенной устойчивости к коррозии - кислотные дожди вокруг вулканов не редкость. Возможно, придётся применять какие-нибудь специальные покрытия, например, на основе тефлона. Ремонты поверхности можно выполнять прямо в полёте изнутри конструкции без отстыковки "летающего крыла" целиком. То, что оно состоит из роботизированных панелей в виде оболочки, натянутой на каркас, способный менять размеры, позволяет заменить панель целиком изнутри, втащив повреждённую внутрь и выставив новую наружу. Для этого также оболочка крыла из панелей должна быть как минимум двойной - тогда всё это может быть сделано как бы через шлюз. Учитывая, что система управления пограничным слоем и так требует двойной обшивки, это не повлечёт за собой дополнительного усложнения.

Также придётся принимать меры по борьбе с шумом от циклона.

Дополнение 7.

Одно из возможных применений огромного количества энергии, которое может извлекаться из циклонов, состоит в разогреве земных недр. Земля, как полагают, постепенно теряет тепло, это приводит к упадку тектонической деятельности и вулканизма, что постепенно снижает жизнепригодность планеты. Можно было бы каким-то образом направить энергию, получаемую от Солнца, на то, чтобы восполнить эти потери тепла. Например, закачивая в недра некий теплоноситель (вольфрам?) нагретый до температуры, большей чем мантия.

Дополнение 8.

Прирученые циклоны могут служить приёмниками лазерного или микроволнового излучения от космических солнечных электостанций: излучение греет воду в ядре циклона (в "глазе бури" как раз всегда ясная погода), его сила растёт, с него снимается больше энергии.
Tags: spaceship earth, Города будущего, Транспорт будущего
Subscribe

  • Девочки и пушки

    Как известно, женщины давно и успешно осваивают профессии, которые считались или до сих пор считаются чисто мужскими. Похоже что теперь очередь дошла…

  • Когда пишут историю войн - логика страдает.

    Как известно, сомнения в описаниях войн прошлого у людей возникают, когда они начинают задавать очевидные, в общем-то, вопросы, которые, однако,…

  • "Брат-1" как пропаганда

    Когда я был намного моложе и зеленее, фильмы вроде этого заходили на ура. Потом стало не до них, и вообще не до кино. Однако со временем приходит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments