lion_rat (lion_rat) wrote,
lion_rat
lion_rat

Categories:

"Поиск-6" - забытый советский батискаф

Хотя глубоководные аппараты часто называют батискафами, это не совсем верно. Батискафы - это глубоководные аппараты, плавучесть которых обеспечивается поплавком, заполненным наполнителем с плотностью меньше чем у воды, и при этом хорошо выдерживающим давление. Эта конструкция напоминает дирижабль и стратостат, и позволяет погружаться на самые большие глубины. Такими были самые первые глубоководные аппараты - FNRS-2, FNRS-3, "Trieste", "Archimede", причём у них в качестве наполнителя использовался бензин. Он легче воды, плохо сжимается, а будучи выпущен из поплавка под водой, поднимается на поверхность и испаряется в течении двух дней, что признаётся безвредным для экосистем. Бензин, однако, требует большого поплавка, а это приводит к увеличению размеров и водоизмещения. В более поздних аппаратах бензин был заменён на синтактную пену, в СССР называвшуюся сферопластиком - маленькие полые сферы из прочного стекла в полимерном наполнителе. Это позволило резко сократить размеры и водоизмещение аппаратов.

Но в СССР всё же был построен глубоководный аппарат, являющийся, по-видимому, самым большим и совершенным батискафом в мире из тех, что с поплавком, заполняемым бензином. Он был первым советским аппаратом, который позволял погружаться на 6 километров, что делало доступным 98% дна океана. И 19 августа 1985 года впервые в истории советской гидронавтики на нём было совершено погружение на глубину 6 километров в районе Камчатского разлома.

Назывался он "Проект 1906", АГА-7, АС-7, и, наконец, "Поиск-6".

Я не стану пересказывать душераздирающую историю разработки, испытаний и бесславного финала этого уникального аппарата, на который возлагались большие надежды. О ней можно узнать в статьях и книгах. Эта история прямо-таки вопиет о том, что с освоением океанских глубин вообще, и в СССР в частности, дело обстояло и обстоит, мягко говоря, странно. И особенно странно выглядит, если сравнить с достижениями вне Земли.

"Последнее погружение секретного батискафа" - «Камчатское время» 08.05.2013

Пр.1906 "Поиск-6"

"Штурм глубины" - Проект 1906 "Поиск-6" - описание

Обращает внимание обилие происшествий и неисправностей.

Штурм глубины - Проект 1906 "Поиск-6" - хронология событий

Книга одного из разработчиков "Поиска-6", Евгения Николаевича Шахинина, со многими подробностями. Этот человек работал вместе с Юрием Константиновичем Сапожковым, главным конструктором советских глубоководных аппаратов. От чтения этой книги, особенно главы, посвящённой "Поиску-6", волосы встают дыбом - как такое было возможно в стране, запускавшей искусственные спутники и космонавтов (в том числе впервые в мире), строившей ядерные реакторы и грозившей мировому империализму? Отдельные случаи наводят на мысли не просто о тотальном раздолбайстве, но о целенаправленном вредительстве. В том числе и с участием "вероятного противника" (эпизод с американским противолодочным самолётом "Орион" на испытаниях АС-7 - откуда "заклятые друзья" узнали, где снимать, и кто их туда пустил?). На обложке книги "Поиск-6" в подводном положении.

Шанихин Евгений - Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики)

Вторая ссылка, с более крупной обложкой.

Евгений Николаевич Шанихин - Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики)

Выставка КБ "Малахит", разрабатывавшего "Поиск-6" и множество других моделей подводной техники. Это к вопросу об опыте советских конструкторов. Вот видя всё это, встаёт вопрос - как можно было столь плохо сделать "Поиск-6"? Причём вопрос касается не только и не столько технической стороны, сколько организационной. Между прочим, на фото со всеми глубоководными аппаратами слева от "Поиск-6" находится модель аппарата "Русь" либо "Консул" - одного из аналогов аппаратов "Мир". Разработка их началась чуть позже "Миров", но всё ещё в восьмидесятых годах, когда "Поиск-6" проходил испытания. "Русь" и "Консул" были построены своими силами, без финнов с их чудесной сталью (кабина экипажа на этих аппаратах титановая), однако создание опять сильно затянулось.

Фото с выставки.

Здесь перечислены "Deep Submergence Vehicle", DSV, то есть глубоководные аппараты. Учтены не все, и "Поиск-6" не записан. Хотя его место слева, рядом с "Sea Cliff", "Nautile" и одним из "Миров".



А теперь цифры, факты и некоторые мысли в связи с перечисленным выше.

"Поиск-6" является, несомненно, идейным развитием линии самых первых, "бензиновых" батискафов: FNRS-2 - FNRS-3 - "Trieste" - "Archimede". Причём развитие шло в том же направлении: увеличение размеров и водоизмещения, увеличение мореходности за счёт более обтекаемых обводов и улучшения силовой установки, усложнение конструкции и состава исследовательских приборов. По времени "Поиск-6" начал разрабатываться также после них - проект задания был получен разработчиком в 1966 году, когда "Архимед", самый поздний из четвёрки предшественников, уже успел погрузиться на 9.5 километров. Если "Триест" был водоизмещением 50 тонн и длиной 18 метров, со сферической гондолой экипажа и неуклюжим внешним видом, то "Поиск-6" был водоизмещением аж 355 тонн, длиной 29 метров, с трёхэтажной гондолой в форме цистерны, и с благородными обводами как у современной ему подводной лодки.

Стоимость строительства "Поиск-6" составила 20 миллионов рублей. Это уникальный аппарат особого назначения, первый советский "шеститысячник", создававшийся и испытывавшийся в обстановке секретности. Для сравнения, серийный эскадренный миноносец проекта 956 тех же лет стоил 70-90 миллионов рублей. Построено их было 19 штук. А строительство "Бурана" обошлось в... 400 миллионов рублей, т.е. в 20 раз дороже "Поиска-6". Вместо одного "Бурана" можно было построить двадцать АС-7 и шарить ими во всех океанах сразу. Вся же программа "Энергия-Буран" за 14 лет поглотила 16.5 миллиардов рублей.

Аппарат строился с 1975 по 1979 год, а по другим данным, с 1971 по 1979. То есть, от 4 до 8 лет. От получения задания на разработку в начале 1966 года до первого погружения на 6 километров в августе 1985 года, ради чего АС-7 и был создан, прошло аж 18.5 лет. Много это или мало?

Батискаф "Триест" от начала работ до рекордного погружения в Марианской впадине отделяют 10 лет, причём перед ним он был модернизирован и совершил множество погружений на меньшие глубины.

Предварительные изыскания по созданию межконтинентальной баллистической ракеты в СССР начались 4 декабря 1950 года. Это привело к созданию ракеты Р-7 Сергея Королёва и легендарных ракет-носителей на её основе: "Спутник", "Восток", "Восход", "Союз". Первый в мире пилотируемый космический корабль с Юрием Гагариным на борту был выведен на орбиту РН "Восток" в 1961 году. РН "Союз" появилась в 1966 году. Таким образом, путь от начала работ по будущей Р-7 до первого полёта человека в космос занял 11 лет, а до легендарного "Союза", летающего до сих пор, 16 лет.

Программа "Аполлон" осуществлялась с 1961 по 1975 год, то есть 14 лет. Если же учесть предшествующую ей программу "Lunex", осуществлявшуюся с 1958 по 1961 годы, получится 17 лет. Результат известен: 17 кораблей, 6 высадок людей на Луну, уйма уникальной техники, разработанной для этого.

"Спейс Шаттл" - от начала программы в 1971 до первого полёта на орбиту в 1981 прошло 10 лет. Отечественный аналог, "Энергия-Буран" - 14 лет. Работы над орбитальной станцией "Мир" начались в 1976 году, а последний модуль "Природа" к ней пристыковали в 1996, итого 20 лет на разработку и строительство.

Таким образом, сложнейшую и новейшую технику и в СССР, и в США делать умели за меньшие сроки, чем АС-7. Причём делать достаточно хорошо для того, чтобы люди снова и снова без потерь летали на орбиту, на Луну, проводили больше года на орбитальной станции в невесомости. Причём космические корабли и ракеты-носители делались не только в уникальных образцах, но и малыми сериями. К этому можно присовокупить ещё ядерные и дизельные подводные лодки, которые обе страны строили много, разных, и отправляли на них множество моряков в длительные походы. А теперь перечитайте хронологию событий и историю создания "Поиск-6". Авария на аварии, срывы поставок узлов и расходников, отсутствие запланированного судна-носителя, странные случаи на испытаниях и странное поведение отдельных деятелей, визит американского противолодочного самолёта... не многовато ли для уникального аппарата, строившегося в единственном экземпляре для специальных и важных заданий, да ещё и секретного? После этого уже не так удивительно, что Академии Наук пришлось искать изготовителя аппаратов, ныряющих на 6 километров, за границей, и строить в Финляндии. А разработка отечественных аналогов затянулась до начала XXI века.

В источниках выше описаны сложности эксплуатации аппарата, который для погружения требовалось заполнять 240 тоннами чистого бензина. Аппарат нельзя было ударять обо что-либо, возле него запрещено было находиться с сигаретами и спичками, с открытым огнём, нужно было принимать меры против статического электричества. Но ведь в ту же ракету-носитель "Союз-М" заливают 273 тонны керосина и жидкого кислорода. И рядом с ними находятся не морячки с сигаретами, а работающие ракетные двигатели. Сама ракета стоит вертикально, напрашиваясь на разряд молнии. И стукать её обо что-нибудь тоже нельзя. И ничего, "Союзы" разных моделей эксплуатируются более полувека. Не говоря уж о "Протонах", которые не только гораздо больше и требуют больше топлива, но ещё и заправляются гептилом - весьма токсичным веществом. Более того, некоторые авиационные и корабельные ракеты, в том числе и для подводных лодок, также заправляются жидким ракетным топливом и окислителем, в том числе и весьма токсичными. И ничего - с ними ходят в походы, стреляют на учениях. а иногда и на войне. Про ядерные реакторы и ядерные боевые части и не говорю.

Обращает на себя внимание разнобой в данных в источниках. Так, рекордное погружение было совершено то ли на 6015, то ли на 6035 метров, день 19 или 20 августа, год 1985 или 1986. Начало строительства то ли 1975, то ли 1971.

При строительстве "Миров" в восьмидесятых годах финны применили особую сталь с пределом текучести 150 кг/кв.мм, а титан с его 79 кг/кв.мм был отвергнут. Но вот же написано - прочный корпус "Поиск-6" был установлен на стапеле ещё в 1975 году, и был изготовлен из стали АГ-34 с пределом текучести 120 кг/кв.мм. А у отечественных аналогов "Миров", "Консула" и "Русь", гондолы титановые. Так может, с финнами при разработке "Миров" связались вовсе не из-за финской стали для кабин?

Ниже приведена цитата из книги Ширшова.

"В чем же причины столь бесславной кончины первого отечественного опытного глубоководного аппарата – батискафа “Поиск-6” проекта 1906 с рекордной для отечественного флота глубиной погружения 6000 м?

Для объективного ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть “Сводную карту отказов в работе корпусных конструкций и комплектующего оборудования опытного ГА “Поиск-6” на заводских и государственных испытаниях в 1981-1986 гг.”, составленную по актам и протоколам испытательной партии.

Ее анализ свидетельствует, что за шесть лет испытаний было зарегистрировано 129 отказов в работе опытных корпусных конструкций и комплектующего оборудования 34 наименований, из них по причине плохой подготовки оборудования сдаточной командой – 32%, из-за конструктивных и технологических ошибок - 15%, по причине физического старения оборудования – 20%; от некорректных действий флотских специалистов – 23% и из-за плохих гидрометеоусловий района – 10%."

Таким образом, причина отказов только на 15% содержится в ошибках конструкторов и технологов, а на 55% - из-за действий сдаточной команды и флотских специалистов. Если же учесть, что и старение оборудования связано с затягиванием разработки и испытаний в основном по организационным причинам, то выходит, что плохая организация дела привела к 75 процентам отказов, иначе говоря к 3/4 отказов. Но было ли это просто раздолбайство, или же саботаж?

Добавим ещё к картине практически полное забвение "Поиск-6" и неизвестность его создателей, в отличие от широкой известности экспедиций за пределы Земли, космонавтов и конструкторов техники, предназначенной для этого.

По состоянию на 2013 год аппарат гнил на Камчатке в полузатопленном состоянии. Что с ним сейчас - мне неизвестно.

После всего сказанного становится вполне очевидно, что "космос" пиарится, а океан задвигается на задний план искусственно. Страна, которая первая в мире вывела спутник и человека на орбиту, где серийно строились космические корабли, ракеты-носители, ядерные подлодки, строила орбитальные станции, 18.5 лет не может сделать батискаф вслед за швейцарцами, итальянцами и французами. Ракетчики и космонавты в героях, конструкторы подводных аппаратов и гидронавты неизвестны. И причина явно не в технике, а в организации и целеполагании.
Tags: Бросок к недрам, Забытая история, Землянство, Космос, Океан
Subscribe

  • Когда пишут историю войн - логика страдает.

    Как известно, сомнения в описаниях войн прошлого у людей возникают, когда они начинают задавать очевидные, в общем-то, вопросы, которые, однако,…

  • "Брат-1" как пропаганда

    Когда я был намного моложе и зеленее, фильмы вроде этого заходили на ура. Потом стало не до них, и вообще не до кино. Однако со временем приходит…

  • Суэцкий кризис

    Прямое свидетельство несовершенства нынешней мировой транспортной системы и связанной с нею мировой экономической. Один контейнеровоз, из-за ветра…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments