lion_rat (lion_rat) wrote,
lion_rat
lion_rat

Categories:

Про "Interstellar"

Фильм "Interstellar" я смотрел в кинотеатре, незадолго после премьеры. В целом кино понравилось - красиво снятое, очень трогательное, героям сопереживаешь. При этом фильм затрагивает серьёзные вопросы о так называемой "космической экспансии". Но как-то половинчато, избирательно, в итоге ублажая фанатов этой самой "космической экспансии".

В фильме обыгрывается спасение от планетарной катастофы на Земле путём бегства с неё. Это очень распространённый мотив как в фантастике, так и в спорах о том, зачем вообще нужны полёты за пределы Земли. Поскреби какого-нибудь энтузиаста скорейшей колонизации Марса или строительства орбитального города - у него быстро закончатся аргументы, и останется только этот - запугивание катастрофой.

В начале фильма прямо сказано, что к катастрофе на Земле привело непомерное увлечение полётами за пределы Земли. Пока герои NASA штурмовали всякие луны и марсы, к чему было приковано внимание лучших умов и огромные средства, беда пришла оттуда, откуда не ждали - появился новый патоген, убивающий культурные растения. Тут уместно процитировать тот же стих Даниила Хармса, который в несколько схожей ситуации цитируется в "Волны гасят ветер" Стругацких.

Англичанин мистер Хопп
Смотрит в длинный телескоп.
Видит горы и леса,
Облака и небеса,
Hо не видит ничего,
Что под носом у него.
Вдруг о камень он споткнулся,
Прямо в речку окунулся.
Шёл с прогулки папа Фиттих,
Слышит крики: "Караул!"
"Эй, - сказал он, - посмотрите,
Кто-то в речке утонул".


Да, эта самая катастофа обычно представляется либо в виде астероида, ибо экологической катастрофы, вызванной развитием промышленности. Но при этом обходится вниманием тот факт, что именно подготовка к бегству и способствует реализации катастрофического сценария - ведь готовились к тому, чтобы убежать, а не к тому, чтобы предвидеть и предотвратить.

Дальше - больше: спасители человечества, начавшие амбициозную программу поиска нового дома в других звёздных системах, оказались лжецами. Они никого спасать не собирались, считая и Землю, и человечество обречёнными, и хотели начать с чистого листа на новом месте. Да ребята, заселение на Марс в действительности так и мыслится его энтузиастами - в этом нет смысла, если Земля не погибнет, и поэтому её считают заведомо обречённой.

Но далее, после этих срывов покровов, фильм даёт слабину и следует этой самой идее спасения путём бегства. Люди таки бегут с Земли на огромной космической станции, улетевшей на орбиту Сатурна. Это, конечно, лютый бред. Во-первых, если уж и селиться в колонии О'Нейла, то размещать её следует не у Сатурна, а поближе к Солнцу, там где есть изобилие энергии. Во-вторых, если уж смогли на Земле построить огромное жилое сооружение с замкнутой экосистемой, зачем было вообще запускать его за пределы Земли? Ведь она даже и лишившись растительного покрова всё равно останется более жизнепригодной чем остальные каменюки Солнечной Системы, а также чем те планеты, которые в фильме нашли у других звёзд, не говоря уж о межпланетном пространстве возле Сатурна. Строили бы такие изолированные города-здания в океане, подальше от заражённых континентов, и не парились проблемой вывода на орбиту.

Но тогда бы не получилось полного драматизма кина "про космос", да.
Tags: spaceship earth, Апокалипсис, Города будущего, Землянство, Кинематограф, Космос, Масскультура
Subscribe

  • "Брат-1" как пропаганда

    Когда я был намного моложе и зеленее, фильмы вроде этого заходили на ура. Потом стало не до них, и вообще не до кино. Однако со временем приходит…

  • Как пишется история

    Есть такая книга - Михаил Постников "Критическое исследование хронологии древнего мира. Античность. Том 1". Михаил Постников, советский математик, в…

  • История не подтверждается - 2

    Доводилось читать, что знаменитый Шампольон, основатель египтологии, расшифровавший египетские иероглифы, уничтожил оригиналы египетских настенных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments