lion_rat (lion_rat) wrote,
lion_rat
lion_rat

Амфибии в технике и в природе

В мире техники как-то не пользуются популярностью транспортные средства, которые приспособлены для действия в двух или более стихиях, то есть амфибии. Да, они есть, и одно время даже пользовались некоторой популярностью и считались перспективными, но сегодня представлены в основном немногочисленными машинами спецназначения. Существует предубеждение, будто бы амфибия обязательно в каждой из стихий действует хуже, чем специализированная машина для этой стихии, поскольку набор приспособлений для одной из них является мёртвым грузом для другой. Это, однако, не совсем так - бывают сильные технические решения, улучшающие характеристики машины при использовании в нескольких режимах. Ещё более интересно то, что в природе амфибии встречаются весьма часто. Причём особенно много их среди насекомых и птиц, которые считаются весьма удачными "изобретениями" эволюции.

В принципе, причины такого различия в подходах понятны: если животные приспосабливаются к среде, выдерживая всяческие неблагоприятные факторы, то человек с помощью техники изменяет среду и создаёт внутри неё новую, искусственную, в которой действие неблагоприятных факторов сведено к минимуму. Зверь не строит дороги, и потому вынужден быть, так сказать, живым внедорожником всё время. Человек, построив дорогу, освобождает движущиеся по ней транспортные средства от необходимости быть способными преодлевать препятствия.

Тем не менее, в мире ещё очень много неосвоенных мест, где всё ещё нужна вездеходы и амфибии. Примеры из природы показывают. что в общем-то существуют решения, позволяющие создавать транспортные средства, хорошо чувствующие себя в двух и более ролях. Есть направление науки, называемое бионика, в котором занимаются изучением "технических решений" природы с целью создать более совершенные решения для техники.

Есть и ещё одно соображение в пользу амфибий: в глобальном хозяйстве машины, совмещающие в себе свойства нескольких транспортных средств, требуют на своё создание меньше ресурсов, чем несколько этих средств по отдельности. Автомобиль, катер и небольшой частный самолёт по размеру и материалоёмкости примерно соответствуют друг другу, и каждый требует для своего базирования отдельной площадки со своим оборудованием. Тогда как плавающий летающий автомобиль требует на своё создание только треть ресурсов от всего этого парка машин, и только одну площадку для базирования. При этом часть технических решений, таких как обтекаемый герметичный кузов, устойчивый к коррозии, заднемоторная компоновка и пропеллер, желательны и работают во всех режимах, не будучи лишними ни в одном из них. Исходя из этого, занаменитый Бакминстер Фуллер, взявшийся воплощать принцип "делать больше, затрачивая меньше", занялся созданием летающего плавающего авто, прологом к которому стал трёхколёсный микроавтобус Dymaxion.





Это знаменитая американская амфибия Consolidated PBY-5A "Catalina". Её называют самой успешной летающей лодкой в истории: в больших количествах строилась и применялась в годы Второй Мировой войны, а затем демобилизованные "Каталины" отправились на гражданскую службу и в частные руки. Часть "Каталин" летает до сих пор в качестве пожарных самолётов и летающих яхт. На таком самолёте летал и разбился Филипп, сын Жака-Ива Кусто. Будучи летающей лодкой-амфибией, она прекрасно себя чувствует в воздухе, на воде и на аэродроме.



Другая известная амфибия - немецкая Dornier Do.24 ATT, современная версия Dornier Do.24 тридцатых-сороковых годов прошлого века.



Отечественный А-40 "Альбатрос" ОКБ Бериева, предок нынешних Бе-200, которые служат в МЧС.



Легендарный ВВА-14 Р.Л.Бартини. Эта уникальная машина должна была стать вертикально-взлетающей амфибией, способной совершать посадку на любую более-менее ровную поверхность.

.

Ещё одна редкая амфибия, способная совершать вертикальный взлёт и посадку на воде и на суше - американский вертолёт Sikorsky S-61 "Sea King". На таком летает президент США.



Вертикально-взлетающая амфибия от насекомых - клоп водомерка :) Хорошо плавает по поверхности воды, может летать и ходить по земле.



Вертикально-взлетающая амфибия от птиц - чайка :) Летает, плавает, ходит. И это лишь один из многочисленных видов водоплавающих птиц.





Знаменитый "spinner" из фантастического боевика "Blade Runner" - автомобиль с вертикальным взлётом и посадкой, который хорошо ездит по земле и летает. Сегодня подобные устройства существуют в виде экспериментальных образцов, прототипов и проектов. И далеко не все из них с вертикальным взлётом и посадкой.



А это - майский жук. Вертикальный влёт и посадка, прекрасно перемещается по земле и летает. То же самое можно сказать о многих видах жуков, которые являются самой многочисленной и разнообразной группой среди насекомых, а те, в свою очередь, наиболее многочисленны и разнообразны среди многоклеточных, а также устойчивы к массовым вымираниям. Их никак не назовёшь какими-нибудь немногочисленными специализированными образцами, как те же летающие автомобили и гидросамолёты среди транспортных средств.



Комнатная муха - пожалуй, ещё лучший бегун и летун, чем майский жук. И тоже многочисленное преуспевающее создание.



Голубь - то же от мира птиц.



Летающая подводная лодка Ушакова - советский проект тридцатых годов прошлого века. Развитие гидросамолёта - не только плавает и летает, но и погружается под воду. В разное время в разных странах было несколько проектов подобных транспортных средств, ни один из которых не был реализован.



"Летающая подводная лодка" от насекомых - жук плавунец. Прекрасно плавает, летает и может ходить по земле. Мало того, что жук, об эволюционном успехе которых сказано выше, так ещё и относится к жужелицам, одной из самых многочисленных групп жуков. Это свирепый хищник, пожирающий водяных насекомых, головастиков и даже мелкую рыбу. Его личинка ему под стать, и будет весьма неразумно подставлять руки или иные части тела под их челюсти - могут здорово укусить.



Ещё одна летающая подлодка насекомых - клоп ранатра. В отличие от плавунца, рыскающего в воде в поисках добычи, это засадный хищник, который внешним видом, строением и повадками напоминает богомола.



Летающая подлодка от птиц - тонкоклювая кайра. Эта птица не только летает, но и способна нырять в море на глубину 180 метров и ловить там рыбу.



Автомобиль, превращающийся в подводную лодку - Lotus Esprit Джеймса Бонда, агента 007, из десятого фильма бондианы, "The Spy Who Loved Me" 1977 года. В подводных сценах снимались только полноразмерные макеты машины на разных стадиях трансформации, поскольку в реальности такой амфибии не существовало. Фильм примечателен тем, что он явно создавался на волне интереса к освоению океана, которая, однако, годам к девяностым прошлого века сошла на нет. Я повторял, повторю и буду повторять: весьма странно и подозрительно, что освоению океана в опубликованных планах государств и частных контор, а также в массовой культуре уделено необычно мало места по сравнению с сушей и космосом. Создаётся впечатление, что космос пиарят только для того, чтобы отвлекать внимание людей от океана. Может, Большому Брату там есть что прятать?



А это - амфибия из мира млекопитающих, японская ныряльщица за жемчугом, ама. И по земле прекрасно перемещается, и под водой. Млекопитающие вообще, и человек разумный в частности, являются одним из наиболее удачных "изобретений" эволюции, несмотря на то, что мизантропы всячески пытаются убедить людей в обратном :)
Tags: Транспорт будущего
Subscribe

  • Когда пишут историю войн - логика страдает.

    Как известно, сомнения в описаниях войн прошлого у людей возникают, когда они начинают задавать очевидные, в общем-то, вопросы, которые, однако,…

  • "Брат-1" как пропаганда

    Когда я был намного моложе и зеленее, фильмы вроде этого заходили на ура. Потом стало не до них, и вообще не до кино. Однако со временем приходит…

  • Суэцкий кризис

    Прямое свидетельство несовершенства нынешней мировой транспортной системы и связанной с нею мировой экономической. Один контейнеровоз, из-за ветра…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments