lion_rat (lion_rat) wrote,
lion_rat
lion_rat

Category:

Избирательный прогресс

Вот такие птички ожидали увидеть американские авиационные специалисты времён Холодной Войны из NASA, "Boeing", "Lockheed", "Douglas" и прочих столпов авиастроения через двадцать лет, в девяностых годах уже прошлого века. Концепт назывался "Spanloader", он же DLF ("Distributed load freighter"), в советской книжке, читаной в детстве, его называли "самолёт с нагрузкой, распределённой по размаху крыла".

Spanloader.jpg

Это ещё простой и маленький вариант, с прямым крылом менее ста метров в размахе.

Самый же навороченый вариант, известный как ARTS ("Aerial Relay Transportation System") состоял из нескольких таких крыльев, состыковавшихся в одно летающее крыло большого удлинения (а потому и высокого аэродинамического качества) размахом в сотни метров и вместимостью в несколько тысяч пассажиров, которое совершало беспосадочные полёты над территорией США по замкнутым маршрутам. Люди, грузы и топливо перемещались между землей и таким постоянно загруженным никогда не простаивающим лайнером с помощью небольших самолётов-челноков с бескомпромиссными взлётно-посадочными характеристиками. На ARTS планировали установить систему LFC (Laminar flow control), которая через множество мелких отверстий в обшивке откачивала пограничный слой воздуха с поверхности самолёта и направляла в компрессоры двигателей, спрятаных в крыле, делая обтекание крыла гладким и вдвое снижая затраты топлива.

ARTS.jpg

ARTS позволял снизить затраты топлива на пассажирокилометр аж в десять и более раз, и делал ненужным сооружение крупных аэропортов со всеми вытекающими отсюда последствиями (взять хотя бы то, что большая часть авиакатастроф происходит именно в аэропортах и рядом с ними, а на дорогу до аэропорта и из него тратится время и топливо). Также он мог придать второе дыхание развитию вертикально взлетающих самолётов внеаэродромного базирования. В пятидесятых-шестидесятых годах на такие вертикалки военные возлагали большие надежды, так как те позволяли авиации продолжать войну даже после разрушения аэродромов ядерными ударами. Направление быстро заглохло из-за несовершенства техники и врождённых недостатков вертикалок. Однако ARTS позволял избавить их от самого страшного недостатка, связанного с крейсерским участком полёта, и делал востребованной способность взлёта и посадки куда угодно. Тем более что после отделения от лайнера такой челнок мог вообще лететь и приземляться как планер, с неработающими двигателями.

Сегодня, спустя сорок лет, как и тогда, в небе летают скучные унылые "Боинги" и "Эйрбасы", построенные по всё тем же древним лекалам. По большому счёту, всё их развитие свелось к установке более совершенной электроники, более экономичных мощных двигателей и использованию более совершенных материалов. Ну ещё сократили экипаж, кое-где перестали кормить для экономии да подправили аэродинамику, поставив законцовки на крылья. Усё. По существу, в начале 21 века в небе господствуют пассажирские самолёты середины семидесятых годов, только - вау! - с GPS, Интернетом 4G, из композиционных материалов и с менее прожорливыми движками. На всё это - на Интернет, процессоры, автоматизацию и "на 30% более экономичные" движки - обязательно укажут как на явные свидетельства прогресса и невиданное преображение мира, проделанное капсистемой, вот только не раскажут о том, что капсистема похоронила куда более радикальное улучшение, придуманное её же инженерами.

Причём все эти улучшения - движки, процессоры, автоматизация с Интеренетом - применимы и к ARTS, с ними он станет ещё лучше и всё так же будет обгонять на две головы всякие Boeing 7X7. Даже если после очередной технореволюции "Боинги" станут собирать нанороботы из отдельных атомов под управлением ИИ - всё равно ARTS, сделаный тем же способом, будет лучше просто широкофюзеляжника с архитектурой из семидесятых годов прошлого века. А вот он ARTS не уделает, как ни старайся. Но "Боинг" востребован рынком, ARTS - нет. На то, чтобы воткнуть увеличенный вентилятор с планетарной коробкой передач в движок "Боинга" капиталисты денег дадут, а на то, чтобы построить ARTS - нет. А то, чего доброго, при такой реорганизации транспортной системы интересы кучи владельцев заводов-газет-пароходов пострадают, ведь понадобится небольшое количество сверхвместительных машин и куча мелких челноков, с которыми лучше управится одна большая госконтора и куча местных фирмочек, нынешние же игроки останутся не у дел. Таким образом, человеку, мечтающему улучшить турбовентиляторный движок, денег дадут (если победит в конкуренции с другими такими же), а мечтающие о больших летающих крыльях и СВВП пойдут лесом - их мечты никому не нужны, и на прорывы в этой области денег никто не даст.

Вот в этом и есть суть избирательного прогресса: избранным инженерам и учёным выдадут денег и позволят совершить прорыв в избранных спонсорами нескольких областях, и об этом будут трубить на каждом шагу, но другие направления, не ставшие от этого менее востребованными, так и останутся в застое, и люди, творящие в них, в лучшем случае получат взятку за отказ от своей мечты в виде денег и славы.

Несложно увидеть то же самое и в архитектуре, о чём Р.Б.Фуллер и Велимир Хлебников писали ещё в начале прошлого века: паровые двигатели сменили лошадей и паруса, их в свою очередь сменили ДВС, авиация и автомобилестроение сделали впечатляющий рывок вперёд - а дома продолжают строить так же, как в 18 веке, хотя прорыв в двигателестроении и транспорте вовсе не сделал архитектуру менее актуальной. Архитекторы-провидцы проектировали города-здания, города-мосты, аркологи, летающие города, города в океане, под землёй и под водой. Сегодня же, спустя более полувека, дизайнеры вместо них рисуют всякие причудливые штуки, а на практике строятся небоскрёбы, субурбии да деревни на новый лад, причисляемые к будущему только на том основании, что там есть автоматизация, быстрый Интернет, солнечные батареи и "зелёные стены". Завтра дома будут печатать на 3D-принтерах, вставят внутрь подобие ИИ с умной голографической девушкой, 5G Интернет и солнечный нагреватель на крыше, но сам дом будет всё той же самой собачьей будкой увеличенного размера, каким он был и в XX, и в XIX веке.

То же и в стрелковом оружии. Усовершенствованные патроны и внутреннее устройство позволяют увеличить эффективность на 100-200 и более процентов, но мы не будем делать прорыв, а повесим лучше на старый ствол красивый новенький коллиматор или компьютеризированный прицел, который и даст те же самые 100-200 процентов прироста. Вау, вот это прогресс! Вот только это будет лучше лишь в два-три раза, а с улучшенным внутренним устройством оружия и продвинуыми патронами будет в 4-5 раз, и теперь уже не надо делать из бойца суперпрофи, чтобы он умел хорошо стрелять, а каждый новобранец сможет быстро достигать отличных результатов - великое преимущество в случае большой войны. Но это ж надо возиться, денег давать и ждать лет двадцать, пока до ума доведут. Так что - пусть воюют тем, что есть, а мы дадим денег только на новые прицелы да более тяжёлые пульки.

То же и в автомобилях. Электроника, лёгкие сплавы и карбон пихаются куда только можно, скоро машины будут ездить сами без водителя - это прогресс, это прорыв... вот только сама машина, на которую всё это навешано, остаётся всё той же старой машиной. Кучке инженеров-робототехников господа пожелали дать денег на прорыв, а всем остальным, кто мечтал поставить другие колёса, двигатель и кузов в лучшем случае дали денег и славы на автосалоне, но не позволили их детищу родиться и получить путёвку в жизнь. И даже суперэксклюзивные суперкары для всяких там шейхов на поверку делаются по старинным рецептам времён Фердинанда Порше, под причудливыми формами кузовов они, по большому счёту, одинаковые, без всякой фантазии и вдохновения.
Tags: Забытая история, Забытое будущее, Освобождение примером, Транспорт будущего
Subscribe

  • Девочки и пушки

    Как известно, женщины давно и успешно осваивают профессии, которые считались или до сих пор считаются чисто мужскими. Похоже что теперь очередь дошла…

  • Когда пишут историю войн - логика страдает.

    Как известно, сомнения в описаниях войн прошлого у людей возникают, когда они начинают задавать очевидные, в общем-то, вопросы, которые, однако,…

  • "Брат-1" как пропаганда

    Когда я был намного моложе и зеленее, фильмы вроде этого заходили на ура. Потом стало не до них, и вообще не до кино. Однако со временем приходит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments