lion_rat (lion_rat) wrote,
lion_rat
lion_rat

Categories:

Космос-на-Земле как фактор прогресса: иллюстрация тезисов Института Коммунизма

Напомню, что Второе человечество будет селиться в таких местах, куда представители Первого даже и за ресурсами не очень-то лезут - на крайний север, на полюса планеты, в горы, в пустыни, в болота и джунгли, в глубины океана и под землю, в толщу атмосферы и в космос. Причин для этого немало.

1) Перечисленные места составляют большую часть площадей и объёмов, доступных для жизни на нашей планете, не говоря уж о Вселенной.
2) Климатическая теория прогресса предсказывает, что области передового развития уходят во всё более холодные места планеты - в болота Сибири и Канады, к обоим полюсам, в глубины гидросферы, в верхние слои атмосферы и далее в космос.
3) Так можно избежать конкуренции и борьбы с Первым человечеством: всё перечисленное им не занято и занято не будет, так как нужно ему разве что в качестве свалки. Между тем Второе человечество как раз и будет использовать выбрасываемое Первым на свалку - мусор, гниющую органику, детали машин, женщин, детей и полезных мужчин.
4) Освоение мест с суровыми условиями стимулирует технический прогресс. Решаемые при этом сложные масштабные задачи служат локомотивом, за которым тянется решение множества более мелких подзадач, в том числе и по улучшению условий жизни людей. То, что не хотят и не могут сделать уже десятки лет (например, радикально изменить города, сделав их намного более дружественными к людям и окружающей среде), при таком раскладе сделать будет необходимо, и притом на более высоком уровне исполнения, к тому же на свободном месте, на котором не надо сносить старые постройки.
5) Для освоения этих суровых мест понадобится техносфера, серьёзно отличающаяся от той, что построена Первым человечеством. Причём для того, чтобы её построить, надо совершить шаг назад, к более старым технологиям, чтобы от них проложить новый путь в будущее. Т.е. новая техносфера не будет прямым продолжением старой, не будет начинаться с вершины её развития. Всё это служит ещё одной линией защиты от соревнования с Первым человечеством: оно просто не захочет и не сможет использовать "устаревшую и экономически неэффективную технику этих сумасшедших из северных болот" ;) А те, кто захотят и смогут её использовать, будут становиться представителями Второго человечества ;)

На мой взгляд, в истории техники есть пример, иллюстрирующий эти пять пунктов. Это история развития колёсных вездеходов во второй половине ХХ века.

Сегодня тяжёлые колёсные вездеходы 8х8 уже не кажутся чем-то очень сложным. Однако ещё в сороковых годах прошлого века это было не так. Создать большой полноприводный восьмиколёсник для бездорожья в то время было непростой задачей. Для её решения требовались мощные надёжные двигатели, весьма сложные механические агрегаты для трансмиссии, гидроусилители руля, шарниры равных угловых скоростей, системы регулирования давления в шинах, герметичные кузова, качественные материалы, устойчивые к неблагоприятным условиям эксплуатации. Всё это ещё только предстояло создать, хотя уже тогда существовали полноприводные трёхосные грузовики повышенной проходимости, и складывалось то, что станет основой устройства большинства серьёзных внедорожников - мостовая схема.

Вот в таких условиях американский лейтенант Стив Ходжес (Lieutenant Steve Hodges) приступил к разработке тягача, способного по непролазной грязи поля боя возить на прицепе тяжёлые танки. Очень скоро выяснилось, что просто увеличить существующие конструкции коробок передач, дифференциалов, карданов и прочих устройств не получится, в том числе и потому, что качество металла военных лет выпуска оставляло желать лучшего. Поэтому Ходжес не стал развивать то, что уже успешно работало на более мелких машинах, а... правильно, сделал шаг назад, во времена ранних внедорожников. А именно - применил индивидуальный привод каждого колеса с помощью бортовых передач, состоящих из цепей и звёздочек. И чтобы не мучится с четырьмя ведущими управляемыми колёсами, смонтировал передние четыре колеса на единой тележке, поворачивающейся целиком, подобно стойке самолётного шасси. Опытные машины с таким устройством уже строились фирмой "Cook Brothers Equipment Company". Однако созданный под руководством Ходжеса Sterling T26 затмил их всех. Он и сегодня недурно бы смотрелся в каком-нибудь фантастическом боевике про звёздный десант или ядерный постапокалипсис, а во времена Второй Мировой так и вовсе выглядел машиной инопланетян.

Однако война близилась к концу, и нужда в супертягаче отпала. Ходжес за свою работу получил награду, позднее он участвовал в создании и других не менее интересных опытных вездеходов - Lockheed XM-808 "Twister" и Lockheed "Dragon Wagon". И хотя они в серию не пошли, полученый при их создании опыт был применён при создании серийного и успешного Oshkosh Mk.48 LVS (не путать с Oshkosh HEMTT Армии США!), который до недавнего времени использовался Корпусом Морской Пехоты США. Как и Т26, все эти машины (кроме HEMTT) можно отнести к сочленённым вездеходам 8х8.

Между тем, на календаре был 1950 год, над планетою вставала кровавая заря Холодной Войны, и вооружённым силам мирового империализма срочно требовались мощные грузовики и тягачи высокой проходимости, способные быстро доставлять по любой грязи всё, что нужно для борьбы с красной угрозой, засевшей в непролазных заснеженных болотах на северо-востоке ;) Отвечая на запрос армии США, Детройтский арсенал выкатил прототипы тяжёлых внедорожников 8х8 - Т57 (ХМ190), Т58 (ХМ192) и Т58 (ХМ194). Технические решения, применённые на них, определили облик последующих моделей подобной техники в разных странах на полвека вперёд. Не обошло их влияние и СССР, и уже в середине пятидесятых в серию пошёл МАЗ-535, за которым последовали МАЗ-537 и знаменитый МАЗ-543 "Ураган" - пожалуй, самые успешные советские колёсные спецшасси для бездорожья. Собственно, нынешние военные 8х8 грузовики МАЗ, МЗКТ, БАЗ, Oshkosh и.т.д. являются развитием всех этих машин.

СКБ ЗиЛ под руководством Виталия Грачёва поначалу тоже пошло по этой магистральной линии развития, создав ЗИЛ-134. Ничего особенного, всё то же самое, что у американцев и МАЗ. Однако, несмотря на высокие характеристики, в серию машина не пошла - её погубил сырой, ненадёжный двигатель. Ситуация для СКБ оказалась крайне неприятная. В отличие от американских конструкторов и развивающих те же идеи МАЗовцев, у Грачёва не было ни хорошего мощного двигателя, ни надёжной трансмисии для него, ни собственных производственных мощностей, ни достаточного числа квалифицированных сборщиков. И тогда он сделал ход конём: вместо того, чтобы играть на поле, занятым сильными соперниками, ушёл на новое. А именно - в Космос-на-Земле: он стал строить вездеходы и амфибии для наиболее экстремальных дорожных условий, которые как раз находились на северо-востоке страны, в Сибири. И чтобы сделать это без того, чего не хватало, он поступил так же, как в сходных условиях сделал Стив Ходжес - использовал уже давно устаревшую и архаичную схему с бортовой трансмиссией, которая позволила ему строить экстремальные внедорожники без дифференциалов и мощных двигателей. Вдобавок, он отказался и от подвески - как это не покажется странным, оправданное решение для бездорожья. Результаты испытаний в заснеженных болотах Космоса-на-Земле оказались впечатляющими. К тому же выяснилось, что снегоходы хорошо справляются и с ездой по песку, то есть годятся и для пустынь.

Снегоход ЗиЛ-167 не уступал по проходимости гусеничным транспортёрам.



Семейство ЗиЛ-135 оказалось наиболее удачливым из всех экстремальных внедорожников СКБ ЗиЛ - на его основе было создано несколько серийных военных машин, а также и экспериментальные образцы, включая выдающуюся морскую амфибию ЗиЛ-135П, способную ходить по северному морю, покрытому тонким льдом и в пятибалльный шторм.



После исторического полёта Леонова и Беляева встал вопрос о создании машины, способной эвакуировать приземлившихся космонавтов из любой непролазной грязи. Неудивительно, что представители космической отрасли обратились именно в СКБ ЗиЛ. И там им такую машину сделали. А вслед за ПЭУ-1 и ПЭУ-2 появилась самая удачная из них - ЗиЛ 49061 "Синяя птица", которая использовалась и в МЧС.





Судьба Грачёва, СКБ ЗиЛ и его экстремальных внедорожников была предрешена взятым после войны курсом на отказ от построения коммунизма и, как следствие, отказ освоения Космоса-на-Земле, то есть Сибири. Неудивительно, что идея Грачёва о необходимости массового строительства и использования "луноходов" для этого самого космоса не находила понимания в умах тех, для кого Сибирь была не более чем нефтяной бочкой, пристроенной к европейской части страны. Технические решения, применённые на машинах Грачёва, были оправданы на суровом бездорожье, но смотрелись отнюдь не так привлекательно в более благоприятных условиях: ездить на широченной машине с двумя прожорливыми бензиновыми движками, без дифференциалов и подвески на "просто местности" и тем более по дорожной сети общего пользования было не особенно приятно. Сам Грачёв отличался неуступчивостью и упрямством, что не добавляло ему друзей, зато множило ряды врагов. Наконец, отсутствие у СКБ ЗиЛ собственных производственых мощностей приводило к соперничеству с теми заводами, на которых эти машины выпускались - у местных конструкторов были и свои идеи. К тому же на тех заводах обитали более земляне, чем Грачёв, и они всячески старались "приземлить" его "луноходы": то поставить вместо двух бензиновых движков один дизельный, то подвесить все четыре оси вместо крайних двух. В общем, пытались превратить яркую, необычную машину, приспособленную для Космоса-на-Земле в обычную скучную землянскую шайтан-арбу для дорог ;) Естественно, получалось так же скверно, как если бы подрубить орлу крылья и заставить играть роль курицы ;) В общем, иллюстрация пункта 5 из начала текста.

После смерти Грачёва умерла и его школа создания колёсных вездеходов, уникальные машины гниют на свалке или доживают последние дни на службе, и последовавшие за ними модели как на подбор серы, скучны, обычны, подчинены идеям экономии всего и на всём и продолжают магистральную линию развития, начатую машинами Детройтского арсенала и их предшественниками :(((

Как ни странно, похожая история имела место и у законодателей мод колёсных вездеходов - в США. Хоть Детройтский арсенал и выкатил в 1950 году предков нынешних "осьминожек", в годы Холодной Войны само наличие угрозы в северо-восточных болотах и в джунглях юго-восточной Азии вынуждало американских военных желать большего, а конструкторов мыслить более смело, в полном соответствии с пунктом 4 из начала текста. Поэтому в серию пошли не прототипы из Детройта, а совсем другие машины, куда более необычные и приспособленные для Космоса-на-Земле. Подобно Грачёву, конструкторы и военные в США хотели экстремальной проходимости, и обратили своё внимание на идею сочленённого автомобиля, или, как ещё говорят, автомобиля с "ломающейся рамой". Собственно, уже Sterling T26 Ходжеса можно отнести к таким машинам, однако у сочленённых вездеходов были и ещё более древние и архаичные прототипы итальянца Павези из двадцатых годов ХХ века. Схему сочленённого авто использовали в конструкции строительной колёсной техники - скрепперов и самовалов, поэтому военные обратились к фирмам-изготовителям с запросом на разработку военных грузовиков. После всесторонних испытаний различных образцов на вооружение были приняты M520 "Goer" и M561 "Gama Goat", а также их специальные варианты.

Подобно машинам Грачёва, M520 "Goer" выглядит шагом назад по сравнению с предшественниками. Вместо 3-4 ведущих осей - всего две, подвески нет. Тем не менее, сочленённая схема и отсутствие подвески позволили установить на машину огромные колёса с шинами низкого давления, и всё это вместе с другими особенностями сочленённых машин придало М520 высокую проходимость и маневренность при общем упрощении конструкции. Причём этот здоровенный грузовик ещё и плавал без всяких винтов, за счёт вращения колёс и водоизмещения огромного кузова с двуслойными панелями, раскрывавшегося на три стороны для ускорения разгрузки и погрузки.



Более лёгкая M561 "Gama Goat" также напоминала машины СКБ ЗиЛ: три равноудалённые друг от друга оси, причём передняя и задняя - управляемые, их колёса отклонялись в противоположные стороны. "Ломающаяся рама" позволяла машине подстраивать свою форму под неровности рельефа, сохраняя постоянный контакт всех колёс с поверхностью и преодолевать крутые подъёмы. Она могла и плавать. Эту машину можно увидеть в кино - в известном боевике "Скала" ("The Rock") именно на ней команда спецназа подъезжает к вертолёту перед началом операции.



Обе машины хорошо себя показали во Вьетнаме. Но затем случилось страшное: внезапно выяснилось, что хардкорные коммунисты из СССР вовсе не хардкорные, и не собираются в случае чего жать на красную кнопку! Естественно, после такого Космос-на-Земле - хоть в болотах Сибири, хоть в джунглях Вьетнама - оказался капиталистам нафиг не нужен, как он оказался не нужен хозяйственникам СССР, и в конструировании вездеходов пошёл откат к магистральному пути развития. Повылазили прагматики-деньгосчёты, ставшие напирать на тот факт, что - ну, конечно, "Идущий везде" и "Коза Гама" хороши для коммунистических дебрей, но мы-то теперь воюем на ровном как стол, сухом и тёплом Ближнем Востоке, во всяких там Ираках, да? Ну и зачем "луноходы" в таких условиях? Они жрут много топлива, громоздки, конструкция не унифицирована с "обычными" грузовиками, колёса без подвески плохо себя ведут на хорошей дороге. И вообще - это спецтехника, для управления которой солдат надо специально учить, посадить за руль только что пришедшего на службу молодого человека с водительскими правами не годится, а это ж тоже затраты денег! Караул, экономика должна быть экономной!

В общем, на смену ярким и необычным М520 и М561 пришли куда более скучные обычные Oshkosh HEMTT и HMMWV (да-да, тот самый "Хаммер"). Ломающаяся рама сохранялась ещё у Oshkosh Mk.48 LVS морпехов, но и это "исправили" в новой версии - LVSR. Таким образом, и в США отказ от коммунистического Космоса-на-Земле привёл к тому, что развитие колёсных вездеходов законсервировалось, они стали скучны, обычны, унылы, идут проторенной дорогой "как у всех" и служат главной идее - экономии всего и на всём :(((

Печальная участь постигла и созданный в пятидесятых годах фирмой LeTourneau поражающий воображение "Overland Train" - уникальный грузовой вездеход, предназначенный для осуществления грузовых перевозок в условиях ядерного постапоалипсиса и для обслуживания военных баз в Космосе-наЗемле - в Антарктиде.



Tags: Будетлянство, Забытая история, Забытое будущее, Космократия, Освобождение примером, Робокоммунизм
Subscribe

  • Девочки и пушки

    Как известно, женщины давно и успешно осваивают профессии, которые считались или до сих пор считаются чисто мужскими. Похоже что теперь очередь дошла…

  • Когда пишут историю войн - логика страдает.

    Как известно, сомнения в описаниях войн прошлого у людей возникают, когда они начинают задавать очевидные, в общем-то, вопросы, которые, однако,…

  • "Брат-1" как пропаганда

    Когда я был намного моложе и зеленее, фильмы вроде этого заходили на ура. Потом стало не до них, и вообще не до кино. Однако со временем приходит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments